Церковно-общественная жизнь

Прибавления к Церковным Ведомостям № 8, 1906 г., стр. 384-387.

Переживаемое нами тревожное время поистине переходное: оно на рубеже двух значительнейших периодов нашей церковной истории. Один период, продолжавшийся около 200 лет, заканчивается, другой, привлекая к себе лучшие надежды нашего религиозного сознания, лишь вступает в свои права. Понятно, что в такую пору жизнь выдвинула множество задач и вопросов, прежде неведомых, и некоторые из них требуют решения особенно настойчиво. В числе таких вопросов первым стоит вопрос об отношении Церкви и в частности ее пастырей к политике или вернее к политическим партиям. Игнорировать ли пастырям эти партии или, внимательно изучивши социально- политические вопросы, примкнуть к одной из них? Священник Гриневич так разрешает этот вопрос на страницах «Подолии»:

«Священники должны основательно и всесторонне, за общею братскою помощью, изучить современные социально-политические вопросы, осветить их светом Евангельских Заповедей, пропустив их через пламена своей иерейской совести и быть, таким образом, готовыми дать вопрошающим (вопрошающим может быть народ, общество, человечество) ответ, чуждый всякого эгоизма и пристрастия, ответ, клонящийся к моральному и материальному благу общества. Известным образом систематизированная совокупность таких решений и будет политической программой духовенства. И это будет не клерикальная программа, ибо в основе ее – не интересы церкви, а только – благо общества по мысли церкви. Когда Иисуса Христа спросили: «Следует ли давать дань Кесарю?» то Он, не колеблясь, ответил утвердительно, хотя интересы грубо (обычно) понимаемой церковной политики требовали отрицания прав язычника. Так и православные священники, следуя программе, выработанной на основе высокоразвитой христианской совести, может быть, не один раз должны будут сказать: «он иноверец, он атеист, но все-таки Христова правда в этом случае требует, чтобы мы не мешали ему воспользоваться его политическими правами, тем более, что никакие насилия (в данном разе, политическое давление) не должно быть употребляемы в интересах славы и благополучия православной Церкви, которая во всем этом не нуждается»».

Конечно, пастыри должны вполне сознательно разбираться в течениях современно общественной жизни, и «изучение им социально-политических вопросов», если, конечно, у него есть на то время и средства, очень полезно. Но ведь этим дело не решается. Ибо кто поручится, что пастыри, изучивши социально-политические вопросы, не разобьются на партии, как это на каждом шагу происходит со светскими людьми, а образуют одну единодушную силу, движимую сознанием высокой миротворческой миссии Церкви?  Этим мы не хотим сказать, что пастырю не следует изучать социальных наук, мы только утверждаем, что источники высшего руководства и единения для пастырей лежит не здесь, а в исторических примерах великих святителей русской земли и в указаниях их пастырской совести.

Только этим путем они смогут, став действительно выше партий, вдохнуть христианский дух в дело обновления исстрадавшейся родины.

«Теперь при непричастности духовенства к политической борьбе станут невозможными такие прискорбные явления, что духовенство, становясь на сторону одного лагеря, с церковной кафедры называло крамольниками деятелей другого лагеря. Священники призваны к участию в государственном управлении, как граждане земли русской, но принять участие в нём они должны, как пастыри Церкви Христовой, а не как политическая партия и не с политической программой, а с Евангелием в сердце и на устах. И в предстоящем начале этого управления, в предстоящих выборах в Государственную Думу, мы должны подавать свои голоса за тех, кто подаёт нам надежду, что он будет стоять за христианские законы, суд и администрацию в нашей христианской стране; что , отстаивая гражданскую свободу слова, союзов и собраний, он не посягнёт на права и православной Церкви, на её слово, её союзы и её собрания; что реформы государственной жизни он будет вводить мирным,  не насильственным путём; что вся политическая деятельность его будет честна и неподкупна» /Колокол/.

В таком направлении и желательна и необходима деятельность духовенства. Разумеется, первые шаги его на этом поприще не всегда будут удачны и его голос не всегда спокоен. Но у кого хватит духу винить его в том? Вспомним те тяжелые исторические условия, среди которых складывался преобладающий тип духовенства, его полную неподготовленность к задачам, возлагаемым на него  настоящим историческим моментом, и, наконец, сложность этих задач. Если же сверх того принять во внимание ещё ту ужасную путаницу в области государственной жизни, среди которой духовенству приходится намечать свой путь, то станет ясно, что для требовательности и кары здесь остаётся места ещё меньше.

Надо верить, что представители высшего духовенства прийдут в этом случае на помощь своим младшим братьям, покрывая их ошибки своею любовью и заступничеством.

Являясь по этому вопросу в единодушии почти со всею светской печатью «Русское Слово» говорит:

«Следствие…суд…наказание – вот прерогативы светской власти. Благодаря несовершенству рода человеческого, всё это, жестокое, далёкое от великого завета о любви к ближнему, неизбежно… Но неужели же и духовенство наше должно идти по избитой дороге? Его дело молиться, а не дознавать; его обязанность приносить бескровные жертвы, а не судить; его священный долг любить, а не ненавидеть… Идеалом его должен быть храм, а не синедрион, и помнить оно должно само и напоминать нам, светским людям, святые слова: «Аще согрешит брат твой,- прости ему семьдесят раз седмерицею». «Блаженны милостивые…». Люди нашего времени дадут когда-нибудь ответ потомству: история произнесёт свой нелицемерный приговор о людях и событиях. Труднее всего разобраться в них современникам и участникам.

Неужели те, которые хотят карать, не понимают, что их родина измучена от кар, что родине нужно умиротворение, оливковая ветка, а не скорпионы… Неужели это не ясно?»

Мысли вполне справедливые. Но главные силы пастырей должны быть теперь направлены на выяснение их новой задачи. По своей непосредственной близости к народу, по своей организованной сплоченности духовенство у нас является самой влиятельной, учащей силой.

Это делает его ответственным за дальнейшую судьбу родины. Его задача такова: примирить разошедшиеся власть и общество, интересы государства и народа, нерушимые заветы прошлого и живые требования настоящего.

Тяжесть прежнего порядка, который привёл наше Отечество к бессилию, позору и разорению, духовенству известна лучше, чем кому-либо. Изменить этот порядок, снять с него личину высших оправданий стало самым горячим желанием всех классов нашего Отечества. И великодушное и непреклонное решение государя повести Россию на новый путь должно вызывать в нас светлую радость избавления и безграничную благодарность. К этому решению государь пришел в державной совести своей под влиянием слишком тяжелых и страшных обстоятельств. Они достаточно известны, чтобы их нужно было описывать. Посему на пастырях лежит святой долг охранить настоящий великий акт Монаршей воли от тех ложных толкований, которые ему стремятся дать с одной стороны люди злонамеренные, с другой движимые «ревностью не по разуму».

Чтобы быть в состоянии совершить это дело, пастыри должны быть сами на высоте своего  призвания.

«Велики и трудны задачи пастыря. Высок и свят идеал, предначертанный ему Христом в Евангелии: «Будьте совершенны, как и Отец Мой небесный совершенен»… Вот заповедь Христа, более всего относящаяся к пастырям церкви, поставленным самим характером службы своей «вверху горы».

Но примеры жизни говорят нам о другом. Жизнь и деятельность многих пастырей далеко не без упрёков: заметен упадок энергии, чрезмерное «обмирщение», снисходительный взгляд на все проступки, проистекающий от пресловутого «все мы люди, все человеки»…  »

Так говорят «Харьковские Ведомости». И с этим нельзя не согласиться. Те же средства, которые они, вслед за некоторыми органами печати, указывают для возвышения авторитета духовенства, вряд ли могут быть приняты.

«Харьковские Ведомости» говорят:

«Чтобы поднять авторитет духовенства, необходим суд чести. При существовании суда чести нравственное самосознание пастырей возвысится настолько, что оно не сможет индифферентно, или даже терпимо, относиться к таким явлениям в жизни пастыря, которые задевают честь всего духовенства, как сословия, унижают авторитет пастыря и служат соблазну в приходе среди пасомых…

Не следует ли нам , пастырям церкви, быть чуткими к своей личной совести и сословной чести? Не долг ли наш стараться быть истинными слугами Христа, а не предателями в своей жизни и деятельности?

Суд чести, как коллегиальное, нелицеприятное учреждение вызовет чувство самосохранения и желания стать лучшим; он упростит и сократит ведение консисториями дел по проступкам духовенство и без сомнения устранит те дефекты в консисторском судоведении, которые теперь возможны при бюрократическом характере епархиального управления».

Всякий суд чести с точки зрения христианской есть учреждение ложное, так как нравственная оценка человеческих действий в таких судах исходит из признания за источник доброго поведения в человеке житейской гордости, самодовлеемости. Это светское общество с его оскорблениями, обидчивостью и исканием удовлетворения в мести могло бы возлагать надежды на такое учреждение, а никак не пастыри Церкви. Вероятно, здесь автор имеет в виду нечто другое и лишь даёт этому другому несоответствующее название. Под «судом чести» не разумеет ли он суд совести, руководимый духом Христовым? Если это так, то вопрос об учреждении такого суда находится в тесной связи с преобразованием всего нашего епархиального управления и входит в круг вопросов, намеченных для рассмотрения на предстоящем Соборе.

Лучше же всего поднять дух пастырей может не создание каких-либо новых учреждений, а правильное понимание ими своей великой задачи по отношению к отечеству. Живое участие к его обновлению, ревность о том, чтобы это обновление совершилось по возможности мирно и приняло религиозный характер – вот задачи, пред лицом которых дух пастыря может расшириться и подняться до того героического идеализма, силою которого совершаются в истории все великие дела.

В.Тернавцев

 

© ternavcev

Конструктор сайтов - uCoz